Систему третейского судопроизводства могут усовершенствовать
В Госдуму внесен правительственный законопроект1 об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ. Документ разработан Минюстом России.
Предлагается создать в России современный и эффективный механизм правового регулирования института арбитража (третейского разбирательства). Для этого планируется урегулировать процедуру третейского разбирательства, установив требования к третейским судьям (арбитрам), а также определив порядок вынесения, приведения в исполнение и отмены решений третейского суда. Кроме того, предполагается урегулировать процедуру создания постоянно действующих арбитражных учреждений и их деятельности, включая установление минимальных требований к внутренним документам и внутренней организации.
Также законопроектом предусмотрено:
- введение полноценного института единых и независимых органов содействия и контроля в отношении арбитража. Такие функции будут выполнять государственные суды в установленных случаях, связанных с формированием состава третейского суда, разрешением вопроса о компетенции такого суда по рассмотрению конкретного спора, а также по отмене и приведению в исполнение решения суда;
- установление требований в отношении постоянно действующих арбитражных учреждений (включая создание новых арбитражных учреждений только при НКО, установление организационных требований к таким арбитражным учреждениям и т. п.);
- регулирование вопроса об ответственности НКО, при которых создано постоянно действующее арбитражное учреждение, и арбитров (в частности, за убытки, причиненные сторонам разбирательства вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражными учреждениями своих функций при наличии умысла или грубой неосторожности);
- установление иммунитета арбитров от гражданско-правовой ответственности за принятие неправосудного или ошибочного решения, за исключением ответственности в рамках гражданского иска по уголовному делу.
Сопутствующие поправки, предусмотренные другим законопроектом2, планируется внести в АПК РФ, ГПК РФ, УПК РФ, в Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5338-I "О международном коммерческом арбитраже" и ряд других нормативных правовых актов.
Отмечается, что в целях повышения уровня, качества и авторитета института арбитража законопроектом предусматривается возможность для судей в отставке выступать в качестве арбитров.
Предполагается, что предлагаемые изменения позволят снизить нагрузку на государственные суды и будут способствовать повышению инвестиционной привлекательности и деофшоризации российской экономики.
МНЕНИЕ
Алексей Кравцов, президент Союза третейских судов, председатель Арбитражного третейского суда г. Москвы:
"В настоящее время Союз третейских судов готовит полное заключение для Госдумы по этому законопроекту, мы видим в нем некоторые недостатки.
Так, предлагается переименовать третейские суды в "арбитраж". Считаю, что это будет вводить в заблуждение граждан, потому что словом "арбитраж" в нашей стране практически 20 лет называют государственные арбитражные суды.
Предполагается, что главной целью изменения законодательства о третейских судах должна была стать борьба с так называемыми "карманными" третейскими судами, аффилированными с одной из сторон спора. Однако законопроект отвел этому очень скромную роль – нами было выявлено очень много лазеек для того, чтобы "карманные" суды могли существовать и дальше.
Еще одна цель инициативы – снижение нагрузки на государственные суды. Однако, полагаю, этого не предвидится. Государственные суды в случае одобрения законопроекта должны будут принимать участие в формировании третейских судов, определении их состава и компетенции, что дополнительно "загрузит" государственную систему рассмотрением этих вопросов.
Что касается такой цели, как повышение инвестиционной привлекательности нашей страны, то, полагаю, третейское судопроизводство на данный момент и так является для инвесторов выгодным и полезным инструментом для защиты своих прав. И действующие третейские суды добросовестно справляются с функцией быстрого и эффективного разбирательства споров в инвестиционной сфере".