Если после приема на работу невоеннообязанный гражданин становится военнообязанным (например, в случае изменения законодательства или приобретения военнообязанной специальности), что должен делать работодатель?
В организации есть работники - граждане РФ, бывшие нерезиденты. На дату получения гражданства в 2020-2021 годах в военкомате им отказали в постановке на учет в связи с возрастом (более 55 лет, есть рядовые и не служившие в рядах СА СССР), на работу они принимались уже как граждане.
На сегодняшний день в связи с СВО и с изменениями законодательства есть ли необходимость в постановке их на воинский учет?
Какие санкции применимы в случае невыполнения ими этих обязательств?
Какие меры предпринять работодателю в отношении этих работников?
Какие штрафы грозят работодателю в случае обнаружения таких работников при проверках?
В связи с тем, что направление сведений о приеме на работу гражданина в военкомат касается только тех лиц, которые подлежат воинскому учету, то при приеме на работу невоеннообязанного направление сведений в военкомат не требуется (смотрите подп. "а" п. 32 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719, а также статью "Организация воинского учета в учреждении" (М.В. Подкопаев, журнал "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2022 г.)).
В то же время если после приема такого сотрудника произошли какие-либо изменения, в результате которых он стал подлежать воинскому учету (например, из-за изменения законодательства о возрасте воинского учета*(1) либо в случае приобретения специальности, которая обязывает встать на воинский учет), представляется, что работодателю следует сообщить о таком работнике в военкомат по месту нахождения организации в том же порядке, в каком он сообщал бы о приеме лица, обязанного состоять на воинском учете. Иное понимание закона позволяло бы лицам, приобретшим обязанность состоять на воинском учете, избегать ее при содействии работодателя, что не вполне согласуется с принципами законодательства о воинской обязанности и военной службы.
Поскольку судебной практики или официальных толкований данного вопроса нам обнаружить не удалось, рекомендуем Вам обратиться за официальными разъяснениями в Минобороны РФ.
Ответственность за любое непредставление или несвоевременное представление в установленном законом порядке сведений, необходимых для ведения воинского учета установлена ст. 21.4 КоАП РФ: на ответственных за такое представление должностных лиц накладывается штраф от 40 000 до 50 000 руб. (смотрите подробнее материал: Энциклопедия решений. Ответственность работодателя и его должностных лиц за правонарушения в области воинского учета).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна
Ответ прошел контроль качества
1 августа 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в рамках услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите письмо Министра обороны РФ от 17 апреля 2024 г. N 315/2/1661.