Необходимо ли оператору связи, имеющему мобилизационное задание, заключать с государственными органами предварительные договоры в рамках такого задания?
У оператора связи имеется мобилизационное задание, согласно которому он обязан обеспечить услугами связи Республику Татарстан в особый период. В связи с этим от госорганов Республики Татарстан оператору связи поступают для заключения предварительные договоры на оказание услуг связи для государственных нужд, которые могут быть осуществлены в особый период. В проектах предварительных договоров устанавливается обязанность оператора связи заключить основной договор.
1. Обязаны ли операторы связи заключать такие предварительные договоры?
2. Какие госорганы операторы связи обязаны обеспечить услугами связи в особый период?
3. Имеются ли типовые формы или шаблоны договоров на оказание услуг связи на особый период (как основные, так и предварительные)?
4. Могут ли операторы связи отказаться от заключения договора (как предварительного, так и основного), если нет технической возможности?
5. Установлена ли очередность подключения госорганов в особый период?
6. Какой срок действия устанавливается для таких предварительных договоров? В какой срок необходимо в будущем заключить основной договор оказания услуг связи?
7. Какие условия об ответственности должен предусматривать предварительный договор?
Законодательство не предусматривает заключение предварительных договоров о выполнении мобилизационного задания. Учитывая, что организации в силу закона обязаны в рамках выполнения мобилизационного задания заключать договоры (контракты) о поставке продукции, проведении работ, выделении сил и средств, об оказании услуг в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации, необходимости заключения предварительных договоров в этой связи мы не видим. Обязанность организации может быть исполнена путем заключения непосредственно договора об оказании услуг в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации.
Законодательство не определяет, какие именно государственные органы операторы связи обязаны обеспечить услугами связи в особый период. Представляется, что такие органы необходимо определять исходя из содержания утвержденного для организации мобилизационного задания.
Законодательством не предусмотрены специальные формы договоров о выполнении мобилизационных заданий (заказов), в том числе об оказании услуг связи. Форма, содержание таких договоров определяются исходя из общих требований гражданского законодательства к договорам соответствующего вида. Иначе говоря, речь идет об обычных договорах об оказании услуг связи с той лишь особенностью, что оператор связи обязан заключить их во исполнение мобилизационного задания.
По смыслу п. 2 ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" организация вправе отказаться от заключения договоров (контрактов) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, если с учетом мобилизационного развертывания производства отсутствует объективная возможность выполнить эти мобилизационные задания (заказы).
Нормативных актов, устанавливающих очередность подключения государственных органов, нам обнаружить не удалось.
Поскольку речь идет о предварительном договоре, к нему применимы общие положения ст. 429 ГК РФ. Так, согласно п. 4 этой статьи в предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор. Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора.
Требований указывать в предварительном договоре какую-либо ответственность закон не устанавливает. В случае необоснованного уклонения от заключения основного договора обязанная сторона может быть понуждена заключить его через суд, кроме того, с нее возможно взыскать убытки, причиненные уклонением от заключения основного договора (п. 5 ст. 429, п. 4 ст. 445 ГК РФ), эти правила действуют независимо от того, предусмотрены ли такие последствия условиями предварительного договора.
Также рекомендуем Вам ознакомиться со следующими документами (материалами):
- Методические рекомендации по порядку заключения, исполнения и сдачи результатов государственных контрактов на выполнение работ по мобилизационной подготовке (утв. Министерством промышленности РФ 31.01.2020);
- Вопрос: Основания и порядок установления для организации мобилизационного задания (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2022 г.);
- Вопрос: У организации имеется мобилизационное задание. Необходимо ли ей заключать предварительный договор на поставку продукции? Кто является инициатором договора? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2023 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Ответ прошел контроль качества
9 августа 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в рамках услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право.